Семья как микромодель общества является важнейшим звеном многогранного процесса формирования личности подростка. Именно семья служит проводником человека в сложный и противоречивый окружающий мир. Сегодня перед семьёй остро стоит проблема её дезорганизации, которая связана с нарушением не только взаимодействия супругов по разным причинам, но и системы “родители-ребёнок”, взаимным отчуждением детей и родителей. Недостаточная осознанность, а порой и стихийность воспитательного воздействия родителей, которые чаще всего воспитывают ребёнка так же, как воспитывали их, либо пытаются это делать полностью противоположным образом, часто становятся причинами серьёзных проблем в детско-родительских отношениях.
Как свести к минимуму затруднения родителей и повысить уровень сотрудничества семьи и образовательного учреждения, создать вокруг подростков общее педагогическое “поле”? Предлагаем программу, которая поможет родителям повысить их воспитательскую компетентность посредством участия в тематических встречах Родительского университета “Моя семья”. Гарантом эффективности работы с родителями являются:
установка на работу с родителями как на работу с единомышленниками;
доброжелательное отношение к ребёнку и родителям;
заинтересованность педагогов в решении проблем подростка;
системный характер работы с родителями.
Тематика должна учитывать современные подходы к воспитанию подростков в семье. Главная задача – заинтересовать родителей и дать им возможность понять то, что им действительно необходимо: педагогические, медицинские, правовые, культурно-просветительские или сексуальные знания.
Мотивы и потребности у родителей могут быть различными, но все они требуют определённого подхода и владения неуклонными принципами работы, такими как:
отказ от критики участников университета;
обеспечение свободы мнений;
уважение жизненных позиций и семейных традиций;
удовлетворение жизненного интереса и интеллектуального спроса.
До тех пор, пока взрослому хватает знаний для успешного взаимодействия с ребёнком, сомнений по поводу значимости собственного жизненного опыта у него не возникает. Новые же знания вводят взрослого человека в другую социальную реальность, дарят новое видение подростковых проблем.
Цель программы: повышение психолого-педагогической компетентности родителей, оказание образовательных услуг взрослым посредством обмена практическим опытом воспитания детей в условиях неформального общения.
Задачи:
наладить взаимодействие между педагогами, родителями и подростками;
помочь родителям научиться содержательному общению со своим ребёнком, понимать его интересы и потребности, адекватно оценивать уровень его развития, достижения;
вовлечь родителей в жизнь образовательного учреждения на принципах сотрудничества.
Продолжительность реализации: в течение двух учебных лет.
Работа университета предусматривает 1 заседание в месяц, продолжительность встречи 1 – 1,5 часа.
Формы занятий:
семинар;
лекция;
вечер вопросов и ответов;
совместный досуг взрослых и детей;
круглый стол;
кинопросмотр;
мини-тренинг.
Форма общения - свободная. Участники вырабатывают и принимают правила взаимодействия в университете. После каждой встречи проводится короткое обсуждение её результативности.
Методические средства, используемые на заседаниях:
групповая дискуссия – способ организации общения участников группы, который позволяет сопоставить противоположные позиции, увидеть проблему с разных сторон;
анализ ситуаций стимулирует к опыту других, стремление к приобретению теоретических знаний для получения ответов на обсуждаемые вопросы;
информирование - психологическое вмешательство, при котором ведущий подсказывает и помогает участникам, если они сталкиваются с трудностями, предоставляет им обратную связь и поддерживает их в процессе взаимодействия;
тренировка эффективных методов педагогического взаимодействия;
диагностические процедуры (анкеты, рисунки и т.д.) используются как средство получения участниками новой информации о себе и о своих детях.
Рекомендуемое оборудование и оснащение:
фотоаппарат или видео;
компьютер;
канцелярские принадлежности;
наглядные пособия;
раздаточный материал.
В помещении для работы расставляются стулья для участников по кругу.
Прогнозируемый результат:
В процессе встреч в родительском университете законные представители становятся более внимательными к своим детям, приобретают навыки безоценочного, толерантного отношения к ним, создавая атмосферу принятия, в которой подросток может чувствовать себя в достаточной безопасности.
У родителей повышается мера уважения к чувствам детей, осознанное признание необходимости автономии подростков, укрепление уверенности в собственных воспитательных возможностях.
Работа в совместных детско-родительских группах, подчинение взрослых и детей единым правилам дают возможность подростку почувствовать свою значимость, а родителям – сойти с позиции всегда правильного и недосягаемого, побыть в роли своего ребёнка.
В процессе общения родители и дети помогают друг другу взять на себя ответственность за построение межличностных отношений.
Мониторинг эффективности данной программы осуществляется на всех этапах её реализации: через анкетирование участников тест родительского отношения А.Столина-А.Варги, а также в ходе индивидуального консультирования детей и родителей, при получении информации от классных руководителей, педагога-психолога, педагога социального. Путём открытого обсуждения совместной деятельности организаторов и родителей осуществляется поиск оптимальных форм и методов воспитания в семье.
Этапы реализации программы:
Формирование групп, знакомство.
Тематические занятия.
Итоговое занятие, рефлексия.
раскрыть » / « свернуть