Результаты исследований показали, что многих учителей отличают отрицательная настроенность к факту изменения своего психического состояния и склонность объективизировать причины возникновения утомления, раздражительности, нервозности, соматических жалоб. Как правило, учителя говорят о собственных функциональных расстройствах, не желая принимать во внимание такие, на их взгляд, «субъективные» причины профессиональных и личностных кризисов, как профессиональная деформация, функциональный подход к другому человеку и к себе, профессиональное выгорание.
Одним из способов преодоления синдрома эмоционального выгорания является профилактика утомления, которая включает в себя правильную организацию рабочего места и рабочего времени. При недостаточном отдыхе снижается устойчивость организма, возникают психические и психосоматические расстройства. Большое значение имеют два вида методов: мобилизующие и направленные на восстановление в период отдыха. Не умаляя значения первых, следует отметить, что именно восстановление сил играет важную роль в преодолении синдрома эмоционального выгорания. Нервное напряжение в деятельности учителя присутствует почти постоянно и является одним из самых энергоемких процессов. Способом нервно-психической релаксации многие специалисты считают мышечную релаксацию. Этот метод, разработанный Э. Джекобсоном, включает не только процесс снятия мышечного тонуса, но и достижение человеком нервно-психического состояния, противоположного по своему качеству активности. Часто к данной системе относят и метод аутогенной тренировки.
Преодоление синдрома эмоционального выгорания заключается в применении активных и пассивных методов (по Т. В. Форманюк). Активные методы подразумевают овладение ситуацией путем ее преобразования, преодоление эмоционального дистресса путем изменения собственного отношения к ситуации. Пассивные: отказ от каких-либо попыток устранить обусловленные ситуацией трудности.
Выделяют несколько способов предупреждения эмоционального выгорания:
• планомерное решение проблем;
• конфронтация;
• дистанцирование (изменение масштабов происходящего в сторону уменьшения);
• самообладание;
• поиск социальной поддержки;
• принятие ответственности за происходящее;
• позитивное переформулирование (поиск положительного в происходящем).
Ясно, что реализация всех этих способов невозможна без помощи специалиста, который смог бы проводить мероприятия релаксационного и восстановительного характера. Таким образом, еще одна мера преодоления синдрома эмоционального выгорания — это консультация психолога. В последнее время большое внимание уделяется терапии искусством (арт-терапии).
Психическое здоровье педагога тесно связано со здоровьем учеников, находящихся во взаимоотношении с ним. Невротизированный учитель не всегда будет склонен лучше понимать невротического родителя или ученика. Иногда даже, если он компенсирует и справляется со своими затруднениями, он ожидает того же и от других и иногда выражает это не скрывая: "У меня то же самое, но я не обращаю на это внимания". Эта фраза как нельзя лучше иллюстрирует значение преодоления синдрома эмоционального выгорания у педагогов. Влияние слова учителя, его образа, стиля поведения и деятельности на окружающих, а также фантомов бытового сознания по поводу содержания педагогической деятельности оказывается для него либо травмирующим, либо способствующим становлению и развитию личности.
Существуют естественные способы регуляции организма и саморегуляция. Рассмотрим сначала естественные способы регуляции организма. Наверняка вы интуитивно используете многие из них. Это длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, баня, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое.
К сожалению, подобные средства нельзя, как правило, использовать на работе, непосредственно в тот момент, когда возникла напряженная ситуация или накопилось утомление.
А есть ли приемы, которые можно применять и во время работы? Да.
Поэтому важно:
- разобраться, какими естественными механизмами снятия напряжения и разрядки, повышения тонуса вы владеете;
- осознать их;
- перейти от спонтанного применения естественных способов регуляции к сознательному в целях управления своим состоянием;
- освоить способы саморегуляции, или самовоздействия. Все это и составляет суть саморегуляции.
Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, достигаемое путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.
Таким образом, саморегуляция может осуществляться с помощью четырех основных средств, используемых по отдельности или в различных сочетаниях.
В результате саморегуляции могут возникать три основных эффекта:
- эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности);
- эффект восстановления (ослабление проявлений утомления);
- эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).
Своевременная саморегуляция выступает своеобразным психогигиеническим средством, предотвращающим накопление остаточных явлений перенапряжения, способствующим полноте восстановления сил, нормализующим эмоциональный фон деятельности, а также усиливающим мобилизацию ресурсов организма.
Опрос, результаты исследования, опыт нашей работы позволяют выделить следующие естественные приемы регуляции организма:
- смех, улыбка, юмор;
- размышления о хорошем, приятном;
- различные движения типа потягивания, расслабления мышц;
- наблюдение за пейзажем за окном;
- рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей;
- мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее);
- «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;
- вдыхание свежего воздуха;
- чтение стихов;
- высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.
Некоторые способы саморегуляции, которые достаточно просты в использовании, весьма эффективны, хотя иногда для их освоения требуется немного терпения.
раскрыть » / « свернуть