РЕКОМЕНДАЦИИ
родителям ребёнка с нарушением слуха дошкольного возраста, разработанные педагогами-дефектолагами ГУО «Пинская специальная школа-интернат»
Ваш ребёнок может и должен говорить. Не говорит он не потому, что не может, а потому что не слышит нашей речи и затрудняется в контроле своей. Мы, учителя и воспитатели, Ваши помощники на время , а потом через 10-12 лет человек с нарушением слуха с Вами. Будет ли он говорить - зависит многое от нас и от его родственников. В младшем дошкольном возрасте ребёнка надо включить в речевую среду семьи. Сам он не заговорит. К развитию речи надо привлечь его внимание. Нужно дома развивать лепетную речь типа: а-а-а, у-у-у, ма-, му- и т.д.
У этих детей отмечается вялость мышц артикуляционного аппарата и поверхностное речевое дыхание. В домашних условиях можно проводить такие игровые упражнения.
- Работа по развитию дыхания
1. Сдувание со стола маленьких кусочков цветной или гофрированной бумаги, ваты.
2. Поддувание корабликов на воде.
3. Поддувание лёгких предметов, привязанных к нитке (птички, гирлянды).
4. Игры с одуванчиком.
5. Задувание свечи.
6. Сдувание карандаша со стола.
7. Вращение вертушек.
8. Надувание шаров.
При этом нужно следить, чтобы ребёнок правильно складывал губы трубочкой, не раздувая щёки, и чтобы дыхание было свободным.
- Работа над развитием голоса
Изолированное произношение гласных звуков: а, о, у, э, и. Упражнение:
а) Укачивание куклы, напевая на звук «а»
б) Игра «Успокой куклу» (а—) (имитация движения)
в) Игра «Дудочка», «Поезд» (звук «у»)
г) Игра «Заблудились» (звуки а - у)
д) Игра «Кукла плачет» ( у-а)
е) Игра «Дует ветер» (у-у-у)
ж) Игра «Покажите зубки» (и--)
з) Игра «Кто как кричит? » (звукоподражание животным (мяу-, му-, мэ-).
Играя с ребёнком, нужно приучать ребёнка контролировать у себя вибрацию голосовых связок, положив левую руку себе на гортань, а правую на гортань взрослому.
- Рекомендации по развитию слухового восприятия
1. Учите ребёнка реагировать на различные шумы (стук, звонок, погремушка)
2. Вырабатывайте реакцию на звучание музыкальных инструментов (дудка, барабан)
3. Проводите работу по различению звукоподражания (кот - мяу, корова -му, самолёт - в - в)
ТРЕБОВАНИЯ:
Посадить ребёнка лицом к себе. Перед ребёнком положить музыкальный инструмент или предметы, картинки, на табличках написать слова печатными буквами. Взять табличку одного из предметов и медленно произнести слово, приучая вслушиваться. Ребёнок повторяет сопряжено-отражённо вслед за вами и показывает соответствующий предмет. Учить соотносить предмет с табличкой и картинкой.
- Рекомендации по развитию моторики
1. Учите детей действовать с предметами:
- застёгивать крупные пуговицы;
- продевать шнурки в дырочки;
- брать предметы разной величины и формы (шары большие, маленькие погремушки,
кубики, палочки);
- бросать и нанизывать мелкие предметы.
Рекомендуем провести дидактические игры: «Бусы для кукол», «Собери пирамиду», «Построй башню»
2. Обыгрывайте игрушки:
- куклу, мишку, зайку
Предлагаем игры : «Укачивание куклы» (а-а-а), «Раздевание куклы», «Пляска с куклой», «Умывание куклы», «Накорми куклу» (ам - ам)
- Рекомендации по трудовому воспитанию
- Учить аккуратно есть разнообразную пищу.
- Держать ложку в правой руке, пользоваться салфеткой.
- Снимать и надевать одежду в определённой последовательности, аккуратно складывать одежду в шкаф.
- Самостоятельно засучивать рукава, мыть лицо, руки, пользоваться туалетной бумагой.
- Приучать к посильному труду (выполнять поручения: полей цветок, убери
игрушки).
С ребёнком с нарушением слуха постоянно нужно разговаривать, конечно, ребёнок сразу не поймёт, что Вы от него хотите. Разговор нужно сопровождать имитацией движений, например, - дай, на, можно написать ему слова на табличке печатными буквами, указать на тот предмет, который вы показываете, и проговорить вместе с вами, и так делать постоянно, так вы будете развивать память, говорить нужно медленнее обычного, и чтобы ребёнок всегда смотрел на лицо говорящего. Похвалите ребёнка за каждое стремление к речи, за желание говорить. За больным человеком ухаживают, ребёнка с нарушением слуха учат говорить. Спасение в умении читать с лица других людей, понимать их и говорить самому. Не жалейте времени для общения с ребёнком. В течение всей жизни надо подсказывать слова для развития речи. Своевременный подбор слухового аппарата снимет многие проблемы. Однако, без специального образования, специальных условий, достичь хороших результатов проблематично.
раскрыть » / « свернуть