В государственном учреждении образования "Пинская специальная школа-интернат" обязанности по оказанию ситуационной помощи инвалидам различных категорий возложены на следующих работников:
- координация деятельности - заместитель директора по учебно-воспитательной работе Матвиенко Татьяна Александровна, тел. 66-90-50
- лица, привлекаемые к оказанию ситуационной помощи:
педагог социальный Ивакина Наталья Александровна, тел. +375 44 741-78-32
педагог-организатор Клюско Николай Дмитриевич, тел. +375 44 724-91-31
педагог-психолог Сахащик Виталия Валерьяновна, тел. +375 29 123-62-13
УТВЕРЖДЕНО
Приказ от 05.05.2023 № 185-ахв
Инструкция
о порядке, условиях и способах
оказания ситуационной помощи инвалидам
1. Общие положения. Определение используемых понятий
Настоящей Инструкцией определяются порядок, условия и способы оказания ситуационной помощи инвалидам. Для целей настоящей инструкции используются термины и их определения в значениях, установленных Законом Республики Беларусь «О правах инвалидов и их социальной интеграции», техническими нормативными правовыми актами, регламентирующими создание доступной среды (далее – ТНПА), а также термины и их определения, определенные Правилами обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной, транспортной и производственной инфраструктуры, транспортных средств и оказываемых услуг, оценки уровня их доступности, утвержденными Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 21.11.2022 № 796.
2. Описание особых потребностей инвалидов с различными нарушениями при посещении учреждения и получении услуг
Определение доступности и адаптации объекта и услуг осуществляется с учетом особых потребностей инвалидов с различными нарушениями: двигательными, сенсорными, речевыми, когнитивными (интеллектуальными, умственными) и иными:
отсутствие помех, препятствий на пути передвижения, посторонних предметов в пешеходно-транспортной зоне и внутри (отсутствие порогов, неровного скользкого напольного покрытия, самодвижущихся приспособлений с вращающимися элементами, стоек, колонн, крупногабаритных предметов интерьера, свисающих ветвей и предметов);
просторные входы (выходы), габариты помещений;
самооткрывающиеся (автоматические, раздвижные) двери или двери с доводчиком с силой открывания не более 5 кгс;
оборудование пандусами и поручнями, защитными бортиками на
протяжении пути движения (где это необходимо), подъемными платформами;
наличие предупредительной информации на пути движения (тактильной, визуальной, звуковой, графической), а также направляющих информационных указателей с использованием рисуночных изображений, пиктограмм, звуковых средств информации, шрифта Брайля, цветовых указателей, а также наличие информационных табло, развернутых памяток;
наличие кнопок вызова персонала на входе (выходе), в местах отдыха и ожидания помощи, туалетных кабинах (кабинах уборных);
расположение оборудования, источников информации на уровне доступа;
наличие достаточного освещения на объекте и прилегающей территории и (или) возможность его регулировки, контрастного
дизайна, цветовой маркировки функциональных зон, прозрачных элементов;
оборудование мест отдыха и ожидания помощи с учетом особенностей (специальные сиденья, поручни);
наличие необходимых ассистивных устройств и приспособлений (например, тактильная перчатка, голосообразующих средств, коммуникаторов, приборов с функцией напоминания, контроля действий и т.д.), а также специального инвентаря (с держателями, ручками особой конструкции, облегченного или на колесах в соответствии с назначением объекта и спецификой услуги);
обеспечение допуска сопровождающих лиц на объект;
соответствующая акустика помещений, снижение уровня шума;
возможность подключения современных ассистивных устройств и
приспособлений (слуховых аппаратов, звукоусиливающей аппаратуры) к системам информации (например, через индукционные петли);
отсутствие электромагнитных помех при проходе через проходную (для лиц с кохлеарными имплантами и слуховыми аппаратами);
наличие возможности осуществлять взаимодействие с помощью невербальных способов коммуникации, письменно;
предоставление информации об оказываемых услугах и в процессе
их оказания доступным, ясным и понятным языком;
использование упрощенных форм обращения с возможностью заполнения на бумаге.
3. Условия и порядок предоставления ситуационной помощи
Организация процесса оказания ситуационной помощи включает:
3.1. выбор и согласование с местными общественными объединениями инвалидов технологий и способов оказания ситуационной помощи инвалидам с различными нарушениями;
3.2. разработку и утверждение локальных нормативных правовых актов (инструкций, правил и др.), определяющих порядок, условия и способы оказания ситуационной помощи, а также функции персонала;
3.3. обучение персонала техникам и способам оказания ситуационной помощи инвалидам, проведение коллективного и (или) индивидуального инструктажа по вопросам организации взаимодействия, культуры общения и оказания помощи инвалидам;
3.4. оборудование прилегающей территории для оказания эффективной ситуационной помощи инвалидам.
Порядок, условия и способы оказания ситуационной помощи инвалидам закрепляются в форме Инструкции.
Общие требования при оказании ситуационной помощи:
уточнение характера и объема необходимой помощи (по возможности) до посещения объекта (например, путем размещения на сайте информации о необходимости предварительно сообщить в установленном порядке о посещении учреждения инвалидом и его особых потребностях);
уточнение характера и объема необходимой помощи, порядка ее оказания непосредственно с инвалидом при его обращении в учреждение;
оказание помощи только после уточнения согласия инвалида ее принять, без навязывания, с соблюдением нравственно-правовых принципов общения и взаимодействия;
осуществление тактильного контакта или иного вмешательства в личное пространство только после получения согласия инвалида;
обеспечение речевого сопровождения выполняемых действий.
4. Ответственные лица и их функции при организации и оказании ситуационной помощи
В соответствии с приказом по учреждению координация деятельности по оказанию ситуационной помощи инвалидам возлагается на заместителя директора по воспитательной работе. Назначаются лица для оказания ситуационной помощи инвалидам из числа педагога социального, педагога-организатора, педагога-психолога.
5. Способы оказания ситуационной помощи инвалидам с различными нарушениями и содержание действий персонала.
В рамках адаптации услуг с использованием ситуационной помощи:
привлекаются сотрудники, подготовленные (способные) для оказания помощи лицам с двигательными нарушениями, включая передвигающихся при помощи кресла-коляски, на входе (выходе), при передвижении внутри помещения, при подъеме на нужный этаж;
при отсутствии доступного входа устанавливается кнопка вызова персонала со знаком-пиктограммой «Инвалид», а также размещается номер телефона, по которому можно связаться со специальным обслуживающим персоналом или дежурным для получения помощи;
используются (только после получения соответствующего согласия инвалида) ассистивные устройства и приспособления, имеющиеся в учреждении (костыли, ходунки – при сохранности способности передвигаться с их помощью, кресла-коляски, позволяющие преодолевать узкие дверные проемы и проходы (малогабаритные, комнатные), приспособления для осуществления санитарно-гигиенических процедур, каталки и др.);
осуществляется информирование о предстоящих барьерах (архитектурно-планировочных, информационных), об имеющихся ассистивных устройствах и приспособлениях, облегчающих передвижение, о видах оказываемой помощи (кнопка вызова персонала, телефон), о средствах оповещения и помощи в чрезвычайных ситуациях;
предлагается помощь при открывании тяжелой двери, подъеме по лестнице. При необходимости и с согласия инвалида может быть оказана дополнительная помощь (сопровождение с возможностью опоры на руку сопровождающего или выполнение каких-либо действий по запросу инвалида, если его руки заняты техническими средствами социальной реабилитации или
ограничена их функциональная способность);
предлагается помощь при выполнении действий руками (открытии и (закрытии) двери, крана, пользовании выключателем, телефоном, переносе предметов, написании текста), в том числе с использованием ассистивных устройств и приспособлений, а также при оформлении необходимой документации (при поражениях верхних конечностей или их отсутствии, либо наличии культей, протезов верхних конечностей, а также при наличии навязчивых движений рук или нарушении их координации, нарушениях моторики).
6. Основы этики и взаимодействия с инвалидами.
6.1. При взаимодействии с людьми с инвалидностью должны соблюдаться общепризнанные нравственно-правовые принципы общения: уважительность, гуманность, вежливость, неразглашение медицинской тайны, конфиденциальность, невмешательство в сферу личной жизни гражданина, преобладать индивидуальный подход к человеку:
при разговоре с инвалидом обращаться непосредственно к нему, а не к сопровождающему или переводчику жестового языка, которые присутствуют при разговоре;
при знакомстве с человеком с инвалидностью пожать ему руку: даже те, кому трудно двигать рукой или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку – правую или левую, что вполне допустимо;
при встрече с человеком с нарушениями зрения обязательно представляются все присутствующие. Если общая беседа в группе, не забывать пояснять, к кому в данный момент обращаются;
в случае предложения помощи необходимо ожидать пока ее примут, а затем поинтересоваться, что и как делать;
к ребенку допустимо обращаться по имени, к взрослому – по имени и отчеству; говорить с человеком с инвалидностью нужно обычным голосом и языком (только в случае общения со слабослышащим, можно увеличить громкость, а с инвалидом с нарушениями умственного развития – перейти на общение на ясном языке). Обращаться к ним по имени и на ты, только в случае
знакомства;
при разговоре с человеком, испытывающим трудности в общении, слушать его внимательно. Необходимо быть терпеливым, не поправлять, не перебивать его и не договаривать за него;
избегать конфликтных ситуаций. Внимательно слушать человека с инвалидностью и стараться слышать его. Регулировать собственные эмоции, возникающие в процессе взаимодействия;
стараться цивилизовано противостоять манипулированию;
обеспечивать высокую культуру и этику взаимоотношений.
6.2. Правила при общении с человеком с двигательными нарушениями:
любое индивидуальное техническое средство реабилитации (трости, костыли, ходунки, кресло-коляска и т.д.) – это собственность и элемент личного пространства человека; не нужно брать эти средства, перемещать их и т.п., не получив на то разрешения со стороны человека с инвалидностью;
необходимо всегда спрашивать, нужна ли помощь, прежде чем оказать ее. Если предложение о помощи принято, необходимо спросить, что нужно делать, и затем четко следовать инструкциям;
если получено разрешение передвигать коляску, необходимо сначала катить ее медленно. Коляска быстро набирает скорость, и неожиданный толчок может привести к потере равновесия. Нельзя облокачиваться на нее, подталкивать ногами без разрешения;
необходимо всегда убеждаться в доступности мест, где запланированы мероприятия, узнавать, какие могут возникнуть проблемы или барьеры и как их можно устранить;
если существуют архитектурные барьеры (например, лестница или бордюр), следует предупредить о них, чтобы человек имел возможность заранее спланировать свой маршрут;
если возможно, следует расположиться так, чтобы лица общающихся (в том числе человека на коляске) оказались на одном уровне, например, сесть рядом на стул, чтобы человеку на коляске не пришлось запрокидывать голову (это неудобно, и при некоторых видах нарушений невозможно). При организации мероприятий (обедов, кофепауз и т.д.) с участием людей в инвалидных колясках исключить возможность употребления еды и напитков другими участниками стоя (возле стоек, высоких столиков и т.д.). Для удобства общения при приемах пищи (чтобы лица присутствующих оказались на одном
уровне) необходимо гарантировать наличие стульев, скамеек, лавок;
при выполнении обычных действий по самообслуживанию, люди с нарушениями функций верхних конечностей, как правило, используют имеющиеся (сохранные) возможности верхних конечностей либо их культей, протезов, а также пользуются специальными техническими средствами, насадками и пр.; при отсутствии рук или значительно выраженном нарушении их функций нередко приспосабливаются выполнять обычные для верхних конечностей функции нижними конечностями, ртом. Важно при взаимодействии с человеком с инвалидностью в таких случаях, не смущаясь, воспринимать эти действия как естественные;
здороваясь, знакомясь с человеком с поражением верхних конечностей приемлемо пожать руку, воспользовавшись его сохранной рукой (правой или левой) либо действующим протезом.
6.3. Правила при общении с человеком с сенсорными нарушениями:
6.3.1. с нарушениями слуха:
для общения с человеком с нарушением слуха необходимо найти место, где влияние посторонних шумов или разговоров других людей минимально;
расположиться необходимо так, как удобно человеку с нарушением слуха (со стороны средства индивидуального усиления звука, напротив источника света и т.д.);
убедиться, что собеседник смотрит на вас;
общаясь, смотреть в глаза собеседника, так легче проводить считывание с губ;
для привлечения внимания, необходимо плавно помахать рукой в поле зрения либо слегка коснуться его плеча (не со спины);
говорить нужно спокойно, четко, ясно и ровно;
выражаться конкретно и ясно, вопросы нужно формулировать так, чтобы ответ был однозначным;
при использовании жестового языка или дактиля обращаться напрямую к собеседнику, а не к переводчику;
если существуют трудности при устном общении, предложить другой формат, например письменную речь.
6.3.2. с нарушениями зрения:
следует обозначить факт обращения к незрячему человеку, например, просто дотронувшись до его плеча и (или) назвав его (если известно имя и отчество), а также предложить свою помощь;
подойдя к незрячему человеку, нужно обязательно назвать себя и представить других собеседников, а также остальных присутствующих (при необходимости, уточнить не только имена, но и должности, намерения, цели обращения). При желании пожать руку, необходимо сказать об этом. Если необходимо завершить разговор, отойти от невидящего человека, нужно предупредить его об этом;
при возникновении проблемы в оказании помощи невидящему человеку, стоит спросить его о характере помощи и, не смущаясь, попросить подсказать, как ее оказать, либо пригласить компетентного сотрудника для оказания такой помощи;
если незрячий человек выразил готовность принять помощь и нуждается в сопровождении, нужно предложить ему взять сопровождающего за руку (например, согнув руку в локте, предложить инвалиду держаться за нее выше локтя, за предплечье и двигаться чуть позади сопровождающего);
при встрече представиться первым. Представляя человека с нарушением зрения (или зрения и слуха) человеку без указанных нарушений и наоборот, следует сориентировать его в сторону собеседника, назвать себя и других;
чтобы незрячий человек понял, что голос обращен к нему, тронуть его за руку и уже после этого говорить;
предлагая помощь, встать с противоположной стороны от руки с тростью и дать возможность незрячему человеку взять вас под руку;
предлагая незрячему человеку сесть, не нужно усаживать его, а направить руку на спинку стула или подлокотник. Не водить по поверхности его рукой, а дать возможность свободно потрогать предмет. Если вас попросили помочь взять какой-то предмет, не следует тянуть кисть человека с нарушением зрения к предмету и брать его рукой этот предмет;
осуществляя помощь, следует направлять человека, не стискивая его руку, идти в обычном темпе, не хватать человека с нарушением зрения и не «тащить» его за собой;
следует описать кратко, где вы находитесь. Предупреждать о препятствиях: ступенях, лужах, ямах, низких притолоках, трубах и т.п.;
не оставлять человека с нарушением зрения в открытом пространстве, не предупредив. При уходе необходимо привести его к ориентиру, где он будет чувствовать себя более защищенно и уверенно;
не следует перемещать мебель, документы и другие объекты, не предупредив об этом, не оставлять двери полуоткрытыми;
при необходимости прочесть что-либо незрячему человеку, говорить необходимо нормальным голосом и не пропускать информацию;
всегда необходимо обращаться непосредственно к незрячему человеку, а не к его зрячему компаньону;
когда происходит общение с группой незрячих людей, не следует забывать каждый раз называть того, к кому обращаетесь, либо притрагиваться к нему;
при перемещении нужно предупредить собеседника;
при общении вполне нормально употреблять слово «смотреть». Для незрячего человека это означает «видеть руками», осязать;
при спуске или подъеме по ступенькам необходимо перемещать незрячего перпендикулярно к ним, передвигаясь, не делать рывков, резких движений.
6.4. Правила при общении с человеком с нарушениями речи:
нельзя игнорировать людей, которым трудно говорить;
если у человека проблемы с речью, это необязательно означает, что он имеет нарушения слуха;
не следует перебивать и поправлять человека, который испытывает трудности в речи. Начинать говорить нужно только тогда, когда он закончил свою мысль;
не стоит пытаться ускорить разговор. Следует заранее отвести на разговор с человеком с затрудненной речью больше времени. Если времени недостаточно, лучше, извинившись, договориться об общении в другой раз;
необходимо задавать вопросы, которые требуют коротких ответов или кивка;
если не удалось понять собеседника, нужно попросить его произнести слово в более медленном темпе, возможно, по буквам. Не стоит опасаться отрицательной реакции человека, ведь он знает о своих проблемах с речью;
если затруднена устная речь, использовать другие возможности передачи информации для обеспечения понимания – письменную речь, жестикуляцию, демонстрацию.
6.5. Правила при общении с человеком с когнитивными (интеллектуальными, умственными) нарушениями:
при взаимодействии с человеком с когнитивными (интеллектуальными, умственными) нарушениями необходимо смотреть в лицо собеседнику, поддерживая визуальный контакт. Вместе с тем не следует настаивать на поддержании зрительного контакта, если это не комфортно собеседнику;
следует проявить терпение, такт, внимательно относиться к собеседнику, обсуждать все необходимые темы, при этом не стараться заведомо принижать его возможности или его достоинство, не говорить как бы свысока, не говорить резко, даже если для этого имеются основания. При разговоре в присутствии человека с умственными нарушениями не допускать упоминания его в третьем лице, а также того, что он не понимает смысл сказанного между иными людьми (даже в случаях, когда при их общении используется сложная лексика, профессиональные термины, длинные фразы, образные выражения);
если человек, имеющий психические нарушения, расстроен, следует спокойно спросить его, чем ему помочь;
использовать ясный язык, выражаться точно и по делу, не использовать длинных фраз, словесных штампов, образных выражений и сложных смысловых оборотов. Говоря о задачах или проекте, рассказывать все «по шагам», давать собеседнику возможность осмыслить каждый шаг. Быть готовым повторить несколько раз;
следует помнить, что люди с нарушениями умственного развития, сохранившие дееспособность, вправе сами делать осознанный выбор:
принимать помощь или нет, давать ли согласие на получение какой-либо услуги, принимать иные решения, а также подписывать необходимые документы;
начинать говорить, только убедившись, что собеседник закончил свою мысль, не стесняться переспросить, в случае недопонимания, попросить произнести слово в более медленном темпе, возможно, по буквам;
в случае нехватки времени, извинившись, договориться об общении в другое время;
в разговоре с человеком, испытывающим трудности в общении, слушать его внимательно, быть терпеливым, дождаться, когда человек сам закончит фразу, не поправлять его и не договаривать за него;
говорить в ровном, неторопливом темпе, используя понятные слова, произнося их четко и делая более длинные паузы, интересоваться, все ли понятно, учитывать продолжительное время, требующее для общения с некоторыми категориями людей с инвалидностью.
7. Иные положения
2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ИНВАЛИДАМИ И МАЛОМОБИЛЬНЫМИ ГРАЖДАНАМИ
ПРИ ПОСЕЩЕНИИ ОБЪЕКТОВ УЧРЕЖДЕНИЯ
2.1. В целях обеспечения беспрепятственного доступа на объекты Учреждения инвалидов и других маломобильных граждан, Учреждением обеспечиваются условия в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами.
2.2. При нахождении инвалида или маломобильного гражданина на территории, в помещениях Учреждения ему оказывается ситуационная помощь: при входе и выходе из здания; при перемещении внутри здания, при подъеме и спуске с лестницы.
2.3. Руководитель Учреждения, работники Учреждения при осуществлении должностных обязанностей, в том числе при организации личного приема инвалидов или других маломобильных граждан, должны соблюдать требования настоящей Инструкции, а также Методические рекомендации «О потребностях в помощи различных групп инвалидов при оказании услуг на объектах социальной инфраструктуры» Общероссийской общественной организацией «Всероссийское общество инвалидов».
3. СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНВАЛИДОВ И МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРАЖДАН ПРИ ПОСЕЩЕНИИ ОБЪЕКТОВ УЧРЕЖДЕНИЯ
3.1. Действия сотрудников в Учреждении при оказании ситуационной помощи инвалиду или маломобильному гражданину. Действия вахтеров Учреждения: - видят посетителя с ограничением передвижения, выходят на улицу, открывают входные двери, при необходимости помогают выйти из автотранспортного средства; - оказывают помощь при входе в здания Техникума; - уточняют, в какой помощи нуждается инвалид или другой маломобильный гражданин, цель посещения; - сообщают ответственным специалистам о присутствии инвалида или маломобильного гражданина; - направляют инвалида или маломобильного гражданина к месту ожидания (в холлах 1 этажа) и обеспечивают его сопровождение до места ожидания следующими методами: а) инвалиду с нарушением зрения сначала дается возможность сориентироваться в пространстве. Необходимо прикоснуться к его плечу или руке, предложить пройти к месту ожидания, сопровождая движение поддержкой инвалида за локоть/руку или направлять его словами (например, немного левее, правее); б) инвалиду с нарушением слуха ладонью указывают на стул и предлагают сесть (приглашающий жест); в) инвалида с нарушением опорно-двигательного аппарата сопроводить до места ожидания, предложив необходимую помощь.
3.2. Действия ответственных специалистов: - принимают звонок от инвалида или другого маломобильного гражданина об оказании помощи; - при встрече с инвалидом или маломобильным гражданином ответственный специалист должен сообщить свою фамилию, имя, отчество, должность и выяснить, по какому вопросу обратился гражданин. Узнать фамилию, имя, отчество посетителя. В случае сложностей с устным общением необходимо вести диалог в письменном виде. - в случае препровождения инвалида или маломобильного гражданина в кабинет, ответственный специалист должен соблюдать следующие нормы: - инвалиду с нарушением слуха предлагается следовать за собой. Слова сопровождаются доступными и понятными жестами. В кабинете следует указать рукой на место, куда гражданин может присесть; - инвалиду с нарушением зрения необходимо предложить помощь по сопровождению в кабинет. Предложить незрячему самому выбрать, с какой стороны ему удобно идти (обычно это сторона, свободная от трости), при передвижении инвалид держится за специалиста рукой. При спуске или подъеме по ступенькам вести незрячего перпендикулярно к ним и обязательно показать перила. Проходя двери или узкие проходы, всегда идти впереди, рукой направляя инвалида так, чтобы он шел следом за специалистом. В кабинете необходимо подвести инвалида к стулу и направить его руку на спинку стула; - инвалиду, испытывающему трудности при передвижении, при сопровождении предлагается необходимая помощь; - инвалиду с нарушением интеллекта предлагается следовать за собой, перед ним открывается дверь, предлагается занять место посетителя. - инвалиду или другому маломобильному гражданину предлагается помощь при раздевании/одевании.
4. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛИЧНОГО ПРИЕМА ИНВАЛИДА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА:
4.1. Для привлечения внимания необходимо назвать инвалида по имени и отчеству, а, в случае отсутствия реакции, слегка прикоснуться к его руке или привлечь его внимание жестом;
4.2. В случае сложностей с устным общением необходимо вести диалог в письменном виде;
4.3. При возникновении необходимости ознакомления с документами, предоставляемыми инвалидом, ответственный специалист комментирует документы, которые нужны для решения вопроса, связанного с личным обращением инвалида. В случае предоставления неполного комплекта документов, ответственный специалист в письменном виде сообщает инвалиду перечень недостающих документов;
4.4. Необходимо соблюдать общие этические нормы общения с инвалидами с нарушением слуха - не указывать на грамматические ошибки, не делать замечания по устной речи.
5. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛИЧНОГО ПРИЕМА ИНВАЛИДА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ:
5.1. При общении необходимо учитывать постоянную необходимость инвалида в ориентации в пространстве. Если ответственный специалист перемещается по кабинету или покидает его - свои действия сопровождает голосом. Если в ходе личного приема возникла необходимость приглашения других специалистов, нужно представить их и дать им возможность выразить свое присутствие голосом;
5.2. При возникновении необходимости ознакомления с документами, предоставляемыми инвалидом, не нарушается порядок их расположения. Необходимо комментировать свои действия и называть документы, которые нужны для решения вопроса, связанного с личным обращением инвалида. В случае предоставления неполного комплекта документов, ответственный специалист в письменном виде сообщает инвалиду перечень недостающих документов, а также, по просьбе инвалида, записывает информацию на его диктофон;
5.3. В случае необходимости подписи инвалида на документе, ответственный специалист полностью читает его, убеждается в понятии инвалидом изложенной информации, предлагает помощь в подписании документа - располагает документ под активную руку, направляет указательный палец этой руки в место, где должна начаться подпись. Инвалид может использовать факсимильное воспроизведение подписи;
5.4. Необходимо соблюдать общие этические нормы общения с инвалидами с нарушением зрения - избегать излишней жестикуляции, в случае необходимости чтения документа предупредить инвалида о начале действия, обеспечить отсутствие шумовых явлений в кабинете.
6. ОРАНИЗАЦИЯ ЛИЧНОГО ПРИЕМА ИНВАЛИДА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ:
6.1. При общении необходимо использовать конкретные формулировки, излагать информацию доступным и понятным языком. Речь должна быть спокойной, без колебаний тембра и скорости изложения. При возможности устная информация должна сопровождаться иллюстративным или письменным материалом.
раскрыть » / « свернуть