Памятка родителям
Ребенок — Человек! Этот маленький Человек нуждается не в окрике и наказании, а в поддержке и мудром совете родителей, не в злом и жестоком обращении, а в добре, заботе и любви. Но, к сожалению, часто меньше всего любви достается нашим самым любимым людям.
Ребенок еще не может и не умеет защитить себя от физического насилия и психического давления со стороны взрослого. Но дети учатся у нас поведению, манерам общения, крику, если мы кричим, грубости, если мы грубим, жестокости, если мы это демонстрируем. Ребенок, который воспитывается в условиях бесправия, никогда не будет уважать прав другого человека. И, наоборот, доброе, хорошее поведение наших детей порождается только добром. Удивительно, но ненасилие гораздо больше способствует гармоничному росту и всестороннему развитию ребенка, чем грубое и жесткое обращение с ребенком.
Наши необдуманные агрессивные действия по отношению к ребенку порой могут быть вызваны даже не проступками ребенка, а нашей усталостью, неприятностями и неудачами, раздражением и т.д. Гнев, вылитый в этом случае на ребенка, ничему его не учит, а только унижает, оскорбляет и раздражает. Наказывая своего ребенка физически, родители наивно полагают, что самый короткий путь к разуму лежит «через ягодицы», а не через глаза и уши. Добиваясь видимого кратковременного послушания, родители своей жестокостью «воспитывают» фальшь и обман, притупляют процесс нормального развития ребенка.
Выйти из ситуации, когда вдруг покажется, что нужно применить наказание, или предупредить эту ситуацию помогут следующие рекомендации:
1. Прислушивайтесь к своему ребенку, старайтесь услышать и понять его. Вникните в проблему ребенка. Не обязательно соглашаться с точкой зрения ребенка, но благодаря родительскому вниманию он почувствует свою значимость и ощутит свое человеческое достоинство.
2.Принимайте решения совместно с ребенком, а также дайте ему право принимать самостоятельные решения: ребенок охотнее подчиняется тем правилам, которые устанавливал сам. При этом мы не отрицаем, что некоторые решения могут принимать только родители. Предоставьте ребенку право выбора, чтобы он реально почувствовал, что волен сам выбирать из нескольких возможностей.
3.Постарайтесь предупредить ситуацию или изменить ее так, чтобы ребенку не нужно было бы вести себя неправильно.
4.Предоставляйте ребенку возможность отдохнуть, переключиться с одного вида деятельности на другой.
5.Требуя что-то от ребенка, давайте ему четкие и ясные указания. Но не возмущайтесь, если ребенок, может "быть, что-то не понял или забыл. Поэтому снова и снова, без раздражения, терпеливо разъясняйте суть своих требований. Ребенок нуждается в повторении.
6.Не требуйте от ребенка сразу многого, дайте ему постепенно освоить весь набор ваших требований: он просто не может делать все сразу.
7.Не предъявляйте ребенку непосильных требований: нельзя от него ожидать выполнения того, что он не в силах сделать.
8.Не действуйте сгоряча. Остановитесь и проанализируйте, почему ребенок ведет себя так, а не иначе, о чем свидетельствует его поступок.
9.Подумайте, в чем трудность ситуации, в которую попал ребенок? Чем вы можете помочь ребенку в этой ситуации? Как поддержать его?
Желаем успехов в трудном деле воспитания детей!
Пусть основным методом воспитания будет любовь!
Как распознать, принимает ли ваш ребенок наркотики?
1) Он (она) стал часто исчезать из дома. Причем не может внятно объяснить мотивы этих отлучек. Отвечает вам зло и раздражительно.
2) Он (она) начал очень часто врать: и по поводу своего отсутствия, и по поводу своих дел в школе. Причем врет как-то лениво, примитивно, однообразно или слишком уж непонятно.
3) За короткий промежуток времени у вашего сына (дочери) практически полностью поменялся круг друзей. Новых товарищей (подруг) вы либо не видите вообще, либо они забегают на секунду о чем-то пошептаться у двери. Начались таинственные звонки и переговоры по телефону. В разговоре появляются новые сленговые словечки.
4) Сына (дочь) полностью перестали интересовать семейные проблемы. Когда вы рассказываете о болезнях, неприятностях близких, то он (она) делает вид, что слушает, а на самом деле думает о чем-то совершенно постороннем. Он (она) изменился по отношению к вам: стал холодным, недоверчивым, «чужим».
5) У сына (дочери) стало внезапно резко меняться настроение: две минуты назад был веселый и жизнерадостный, очень коротко поговорил с кем-то по телефону и до вечера впал в мрачное настроение, стал резким, грубым, враждебным.
6) Он (она) потерял свои прежние интересы, не читает книг, не смотрит фильмы, часто просто тупо сидит с учебником, даже не пытаясь делать уроки.
7) У него (у нее) изменился режим сна: он или спит целыми днями не просыпаясь, или всю ночь ходит по свой комнате, спотыкаясь о предметы.
8) В доме стали пропадать деньги и вещи. Сначала крайне редко, а потом – все чаще.
9) Вам все чаще кажется, что он (она) возвращается домой с прогулки в состоянии опьянения. У него нарушена координация движений, отсутствующий взгляд, он прячет глаза и убегает в свою комнату, хотя спиртным от него не пахнет.
Если у вас возникли подозрения, то обратите внимание на внешний вид ребенка, его физическое состояние, проверьте содержимое его личных вещей и комнаты.
Предметы, связанные с употреблением наркотиков: шприцы, иглы, упаковки, пустые папиросные гильзы, фольга, закопченные столовые ложки.
Внешние признаки: следы уколов на теле, бледная кожа, узкие зрачки, замедленный пульс, тошнота, рвота, судороги, сухость во рту, сладковатый запах от одежды.
Эмоциональные признаки: излишняя общительность, частая смена настроения, рассеянность, вспыльчивость, агрессия, поиск причины уйти из дому.
Депрессия в подростковой среде
Особенности подростков и их проблемное поле
Подростковый возраст - стадия жизни, которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь.
Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не является исключением и подростковый возраст.
Это самый долгий переходный период, который характеризуется рядом физических изменений. В это время происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение.
Психологические особенности подростков
1. Яркой чертой подросткового возраста является отношение ребенка к себе как к взрослому. Это выражается в желании, чтобы все и взрослые, и сверстники относились к нему не как к маленькому, а как ковзрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою "взрослую" позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, может быть учебы. Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения, которые усваиваются детьми в это время. Появляется моральный "кодекс", предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками.
2. Развитие самосознания - формирование "Я-концепции" (Я –концепция – это системы внутренне согласованных представлений о себе).
3. Направленность личности подростка:
- гуманистическая направленность - отношение подростка к себе и обществу положительны;
- эгоистическая направленность - он сам является более значимым, чем общество;
- депрессивная направленность - он сам никакой ценности не представляет для себя. Его отношение к обществу можно назвать условно положительным;
- суицидальная направленность - ни общество, ни личность для самой себя не представляет никакой ценности.
Обычно о подростковом возрасте говорят как о периоде повышенной эмоциональности. Это проявляется в возбудимости, частой смене настроения, неуравновешенности. Характер многих подростков становится акцентуированным. У подростков от типа акцентуации характера зависит многое: острые аффективные реакции и неврозы. С типом акцентуации характера необходимо считаться при разработке реабилитационных программ для подростков. Этот тип служит одним из главных ориентиров для медико-психологических рекомендаций, для советов в отношении будущей профессии и трудоустройства. Тип акцентуации указывает на слабые места характера и тем самым позволяет предвидеть факторы, способные вызвать агрессивные реакции.
Причина психологических трудностей связана с половым созреванием, это неравномерное развитие по различным направлениям. Этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения. Наиболее аффективные бурные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек - 13-15 лет.
Для подростков характерна полярность психики:
- Целеустремленность, настойчивость и импульсивность,
- Неустойчивость может смениться апатией, отсутствие стремлений и желаний что-либо делать,
- Повышенная самоуверенность, которая быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе;
- Потребность в общении сменяется желанием уединиться;
- Развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;
- Романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;
- Нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости.
Характерной чертой этого возраста является любознательность, пытливость ума, стремление к познанию и информации, подросток стремится овладеть как можно большим количеством знаний, но, не обращая порой внимания, что знания надо систематизировать.
Подростковый период можно назвать периодом «Бури и натиска». Так как в этот время подростки сосуществуют прямо противоположные потребности и черты. Сегодня девочка-подросток скромно сидит со своими родственниками и рассуждает о добродетели. А уже завтра, изобразив на лице боевую раскраску и проколов ухо десятком сережек, пойдёт на ночную дискотеку, заявив, что «в жизни надо испытать все». А ведь ничего особенного (с точки зрения ребенка) не произошло: она просто изменила мнение.
Как правило, подростки направляют умственную деятельность на ту сферу, которая больше всего их увлекает. Однако интересы неустойчивы. Месяц позанимавшись плаванием, подросток вдруг заявит, что он пацифист, что убивать кого бы то ни было - страшный грех. И посему увлечется с тем же азартом компьютерными играми. Конкретное, образное мышление, характерное для детей, в подростковом возрасте все больше уступает место абстрактному, становится более самостоятельным, активным, творческим. Эти особенности важно учитывать, поскольку они влияют образование, усвоение основных практических навыков, определенных стереотипов поведения, образа жизни. Подростки, по сравнению с детьми, более целеустремлены, настойчивы. Однако проявления этих качеств часто бывают односторонними. Становление характера, переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности - все это обнажает и заостряет слабые стороны личности подростка, делает ее особенно уязвимой и чувствительной к неблагоприятным влияниям среды. От 7 до 12 лет усложняются механизмы субъективных эмоциональных переживаний, возрастает роль таких явлений, как страх и повышенная возбудимость. В старшем подростковом возрасте настроение становится более устойчивым, эмоциональные реакции - более дифференцированными, хотя могут сохраняться их непредсказуемость и неадекватность.
С виду подросток может выглядеть совсем как взрослый человек, но его органы и внутренние системы все еще очень неразвиты и подвергаются много более тяжелым нагрузкам, чем у взрослых.
Особенности адаптации и социализации подростков
Усвоение социальных норм, ценностей и стандартов поведения обычно происходит в подростковом возрасте. Именно в этот период формируются навыки общения, условия для благополучной семейной жизни. Если же процесс адаптации подростка к социальным нормам по тем или иными причинам нарушен, вероятность отклоняющегося поведения на последующих стадиях развития значительно возрастает. Медицинские наблюдения показывают распространенность патологических проявлений в психике подростков, которые, несомненно, усиливают социальную дезадаптацию. С социологической точки зрения представляют интерес прежде всего переходные формы нормы и патологии, когда явные отклонения в поведении и психике личности еще не устанавливаются, но сама социальная среда и в первую очередь непосредственное окружение создают существенные факторы риска для поведения личности и социальных отклонений.
Более всего особенности личностного развития подростка проявляются в общении со сверстниками. Любой подросток мечтает о закадычном друге. Причем о таком, которому можно было бы доверять «на все 100», как самому себе, который будет предан и верен, несмотря ни на что. В друге ищут сходства, понимания, принятия. Друг удовлетворяет потребность в самопонимании. Практически, друг является аналогом психотерапевта. Дружат чаще всего с подростком того же пола, социального статуса, таких же способностей (правда, иногда друзья подбираются по контрасту, как бы в дополнение своим недостающим чертам). Дружба носит избирательный характер, измена не прощается. В подростковом возрасте дружеские отношения носят своеобразный характер: с одной стороны - потребность в единственно-преданном друге, с другой - частая смена друзей.
У подростков существуют и так называемые референтные группы. Референтная группа - это значимая для подростка группа, чьи взгляды он принимает. Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в эмоциональной безопасности, психологи рассматривают как механизм психологической защиты и называют социальной мимикрией. Это может быть и дворовая компания, и класс, и друзья по спортивной секции, и соседские ребята по этажу. Такая группа является большим авторитетом в глазах ребенка, нежели сами родители, и именно она сможет влиять на его поведение и отношения с другими. К мнению членов этой группы подросток будет прислушиваться, иногда беспрекословно и фанатично, именно в ней будет пытаться утвердиться. Если это не удается, возникают подавленность, депрессии, суицидальные мысли и попытки.
Проблемное поле подростков
В силу неустойчивости, перестройки нервной системы подростки часто подвержены стрессу. Это происходит, когда они попадают в опасные, сложные и болезненные ситуации (столкновения с хулиганами, взаимодействие со строгим учителем, потеря любимого человека и т.д.) Стресс увеличивается, потому что в отличие от взрослых, в распоряжении подростков нет ресурсов, необходимых для того, чтобы справляться с подобными ситуациями (нет опыта в решении подобных проблем, боязнь обратиться за помощью). На первом месте из проблем, характерных для подростков с суицидальным поведением, находятся отношения с родителями, на втором месте - трудности, связанные со школой, на третьем - проблемы взаимоотношений со сверстниками, в основном противоположного пола. Разберем каждую проблему в отдельности.
1.Школьная жизнь подростков, проблемы, связанные с общением с друзьями и сверстниками. Требования школы, оказывающие давление на подростков, а также разочарование от низких оценок и незаконченные домашние задания - все это может потреблять большую часть подростковой энергии. Новое общество или новая школа могут заставить подростка чувствовать себя менее уверенным в своем положении. Для взрослых может и не иметь значения незнакомая обстановка и нахождение в обществе с абсолютно не знакомыми людьми, но вот для подростков это может оказаться очень пугающим.
Дружба - наиболее ценное качество для подростков. Они с легкостью сопереживают чувствам других людей и отчаянно стремятся помочь. Подростку, не имеющему ни жизненного опыта, ни знаний в области психологии (часто потому, что этих знаний не имели и родители), трудно увидеть своего собеседника или партнера изнутри, оценить его и найти верную стратегию общения с ним - первая и зачастую основная оценка происходит у молодых людей именно "по одежке", во многом, поэтому у них столько разочарований в общении.
Начинает меняться вся структура проблемы лидерства. Если раньше лидировали самые сильные, то теперь это совсем другие критерии. Задача родителей состоит в том, что бы показать ребенку его место, ведь, как правило, все люди устроены так, что пытаются занять более высокую позицию, чем та, что им соответствует. Не склонные к лидерству ребята легче переживают этот период. В школьной среде часто возникает такое явление, как «травля» подростков - издевательства, унижения, возможно побои со стороны одноклассников (а иногда даже и педагогов).
Признаками того, что подросток подвергается такому виду насилия, являются:
- явное нежелание идти в школу;
- снижение успеваемости;
- постоянное подавленное или апатичное состояние ребенка;
- синяки или царапины на теле.
Некоторые родители считают, что пройти через травлю - это укрепить характер, обрести навыки самообороны, подготовиться к взрослой жизни, где никто тебя не защитит, кроме тебя же самого. Да, в этих словах есть доля справедливости, однако, все дети разные, у каждого свой характер, свое восприятие мира. Кто-то и правда перешагнет этот период, кто-то победит и станет лидером, а кому-то такой школьный опыт может испортить всю последующую жизнь, поломав психику и приведя к неврозам, а кого-то травля может довести до суицида. Еще более тяжелый вариант возникает, когда втравле начинают участвовать педагоги. Они,может, и не бьют ребенка, но вполне вероятно, знают о ситуации и закрывают на нее глаза. Или того хуже - постоянно унижают его при всем классе. Да, таких учителей быть не должно. Но всё же они бывают, и не так редко. Задача родителей состоит в том, что бы прислушаться к своему ребенку, постараться помочь ему, ведь кроме родителей настоящую помощь оказать почти никто и не сможет.
Особой стороной общения являются отношения подростка с противоположным полом, состояние влюбленности. Мальчики и девочки начинают проявлять интерес друг к другу как к представителю другого пола. Бездумная «смелость» в обращении мальчиков к девочкам или стремление «не замечать» их сменяется, раздумьем и казалось бы неожиданно, робостью. Теперь по - новому, воспринимается и понимается объект внимания, соответственно должно перестраиваться и общение с ним. В этой связи подростку становится особенно важно, как относятся к нему другие. С этим, прежде всего, связывается собственная внешность: в какой мере лицо, причёска, фигура, манера держать себя и др. соответствуют половой идентификации: «Я как мужчина», «Я как женщина». Особое значение в этой же связи придается личной привлекательности - это имеет первостепенное значение в глазах сверстников.
Возникающий интерес к другому полу у младших подростков проявляется в начале в неадекватных формах. Так для мальчиков характерны такие формы обращения на себя внимания, как «задирание», приставание и даже причиняющие боль действия. Девочки обычно осознают причины, таких действий и серьёзно не обижаются, в свою очередь, демонстрируя, что не замечают, игнорируют мальчиков. В целом мальчики также относятся к подобным проявлениям девочек. Позднее отношение усложняются. Исчезает непосредственность в общении. У старших подростков общение между мальчиками и девочками становится более открытым: в круг общения включаются подростки обоего пола, такая дружба может быть интенсивной, как правило, ей придается очень большое значение. Отсутствие взаимности иногда становится причиной сильных негативных эмоций.
Возникновение чувства любви связанно с несколькими обстоятельствами. Во-первых, это половое созревание, которое завершается в ранней юности. Во-вторых, это желание иметь очень близкого друга, с которым можно было бы говорить на самые сокровенные, волнующие темы. В-третьих, это естественная человеческая потребность в сильной эмоциональной персональной привязанности. Установлено, что такое чувство в обостренной форме впервые появляется именно в ранней юности.
2.Изменения, происходящие с телом, могут также беспокоить подростков. Они могут казаться себе слишком высокими, слишком полнощекими, или слишком неуклюжими и т.д. В мире подростков, где телосложение имеет наибольшее значение, подобные изменения могут заставить их чувствовать себя изгоями. И это затруднительное положение может спровоцировать стресс.Подростковая среда в плане оценок более жестока, чем мир взрослых.
3.Семейные проблемы, конфликты в семье являются источником стресса для подростков. Если родители живут раздельно или разводятся то, учитывая изменения, происходящие в жизни подростков, им, скорее всего, покажется, что именно они являются причиной этого. Они винят себя. И они завидуют одноклассникам или друзьям, семьи которых полноценны. Непонимание между родителями и детьми ведет к депрессивности обеих сторон, но в большей степени депрессивность проявляется на младшем поколении. Это объясняется тем, что родители - сформировавшиеся личности с устойчивой психикой, в отличие от ребенка.
Все эти проблемы переживаются подростками очень по-разному. Это зависит от степени участия родителей и других взрослых в жизни подростка, от его собственного внутреннего мира и силы характера. Часто ребенок не может справиться с навалившимся на него грузом проблем и это может послужить благодатной почвой для развития депрессий. Сложность и противоречивость внутреннего мира подростка взрослый должен понять и именно на основе этого понимания строить свои отношения с ним.
Особенности депрессии у подростков
Депрессия - состояние, характеризующееся угнетенным настроением, тяжелыми душевными страданиями, снижением способности получать удовольствие, снижением психической активности, разнообразными отклонениями в работе внутренних органов. Связь депрессии с высоким риском самоубийства общеизвестна. Депрессия, как ни одно другое заболевание, сопряжена с риском самоубийства - одного из самых трагических исходов, приводящих к преждевременной смерти 15% страдающих депрессией больных.Уже в первые дни и недели после начала депрессии, на фоне стертого снижения настроения большинство детей обнаруживает признаки физического недомогания и высказывают жалобы на неприятные телесные ощущения и боли.
Вегетативные и болевые расстройства в сочетании с вялостью, повышенной утомляемостью, похуданием, изменением всего облика ребенка создают видимость картины тяжелого физического недуга и в первое время являются предметом пристального внимания педиатров или хирургов.
Депрессивные расстройства не исчерпываются тоской, тревогой, страхом, скукой: нередко на первый план выступает такой фон настроения, при котором преобладает раздражительность с гневливостью, злобностью и агрессией. При этом вспышки ярости, активного сопротивления с драчливостью, грубостью, бранью, как правило, провоцируются извне и чередуются с периодами слезливости и подавленности. Тяжелое, мрачное, угрюмое, безрадостное настроение с отсутствием удовольствия от любого вида деятельности, брюзгливым недовольством собой и окружающими, всем миром, враждебностью нередко выступает в сочетании с замкнутостью, напряженностью, малодоступностью, ворчливостью; при этом доминируют высказывания типа: "Я злой", "Всех ненавижу", "Вокруг все грязное, мерзкое, и я сама не лучше", "Всех бы разорвал", "Дайте автомат - всех перестреляю и себя убью" и т.п. При этом часто возникает необъяснимая и необоснованная неприязнь по отношению к самым близким людям, чаще всего к матери.
Существуют такие подвиды депрессии как классическая и маскированная, протекающая под маской другой болезни. Если у человека имеются четыре и более из нижеперечисленных симптомов можно говорить о наличии у него депрессии.
- Подавленное настроение на протяжении большей части дня и почти каждый день;
- Выраженная утрата интересов или чувства удовольствия на протяжении большей части дня и почти каждый день;
- Значительное снижение или увеличение веса либо снижение или повышение аппетита почти каждый день;
- Бессонница или сонливость почти каждый день;
- Психомоторное возбуждение или заторможенность почти каждый день;
- Утомляемость или упадок сил почти каждый день;
- Ощущение собственной бесполезности или необоснованные идеи виновности почти каждый день;
- Снижение способности к мышлению, концентрации внимания и принятию решений почти каждый день;
- Повторяющиеся мысли о смерти, суицидальные намерения без определенного плана, суицидальные попытки или планирование самоубийства.
Естественно, эти симптомы могут служить показателями депрессии, если только не являются характерными чертами личности.
Маскированная депрессия протекает под маской другой болезни, имитируя болезненные ощущения у пациента; при этом, как правило, многократные медицинские обследования признаков болезни не выявляют. Наиболее распространенные маски депрессии могут быть таковы:
Абдоминальный синдром. Боли, тяжесть, распирание, чувство холода или жара в животе, запоры или понос, тошнота и отрыжка, снижение аппетита. Эпизоды схваткообразной боли. Состояние ухудшается ночью и утром, улучшается во второй половине дня. Лечение у терапевтов и хирургов не приносит облегчения.
Головная боль. Головная боль без четкой локализации, чувство распирания или сжимания головы, жжение, ползание мурашек в голове. Состояние ухудшается ночью и утром, улучшается во второй половине дня. Обезболивающие средства почти неэффективны. Такие больные получают диагноз мигрень или вегето-сосудистая дистония, но лечение от этих заболеваний не приносит эффекта.
Лицевая боль. Иногда доведенные болью до отчаяния, больные просят стоматологов удалить им совершенно здоровые зубы, что приносит временное облегчение.
Кардиалгия. Имитирует боль в сердце, сердцебиение, перебои, жжение или холод за грудиной. Результаты кардиограммы не соответствует жалобам больного.
Бессонница. Расстройства сна являются обязательным проявлением депрессии. При таком вариантемаски являются основным или единственным проявлением болезни.
Фобия. Страх с одновременным пониманием больным его беспочвенности. Страх усиливается ночью и утром, уменьшается во второй половине дня.
Наркомания. Злоупотребление наркотиками и алкоголем приносит кратковременное облегчение таким больным, порождая очень быстрое развитие наркотической или алкогольной зависимости.
Депрессия в подростковом возрасте имеет определенные последствия и для последующей жизни
Взрослые, у которых в детстве или в подростковом возрасте диагностировались депрессивное состояние и расстройство поведения, подвержены более высокому риску развития депрессии. В то же время взрослые, у которых в детстве или, подростковом возрасте отмечалось депрессивное состояние, но без расстройства поведения, подвержены более высокому риску развития депрессии.
Одним словом, проблема непрерывности депрессии в течение всей жизни оказалась довольно существенной. На самом деле, среди лиц с депрессивным состоянием вероятность самоубийства в зрелом возрасте более высока в том случае, если они страдали депрессией в детстве или в подростковом возрасте: 16 человек из 20 страдали депрессией, а 13 предпринимали попытку самоубийства.
Что же касается лиц, у которых в зрелом возрасте не было депрессии, то наличие или отсутствие детской либо юношеской депрессии не влияло на вероятность попытки самоубийства. Это косвенно свидетельствует о том, насколько важно своевременно выявить соответствующие признаки и по возможности вылечить ребенка или подростка от депрессии.
|
ВЫБОР ЯЗЫКА
НОВОСТИ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
14.06.2016 «О проведении Республиканской спартакиады школьников – 2016»
Подробнее...
14.06.2016 БГУИР организует Международную научно-практическую конференцию BIG DATA 2016
Подробнее...
14.06.2016 ВНИМАНИЕ: с 15 июня начинается вступительная кампания в учреждения профессионально-технического образования
Подробнее...
13.06.2016 В Беларуси стартовало централизованное тестирование
Подробнее...
СЧЕТЧИК ПОСЕЩЕНИЙ
|
раскрыть » / « свернуть