ЛИЧНОСТЬ И ПРОФЕССИЯ
Профессиональное становление личности – процесс сложный, противоречивый, неоднозначный, он начинается не в учреждении профессионального образования, а значительно раньше. Юный человек начинает задумываться, присматриваться и примериваться к будущей сфере деятельности под влиянием родителей, сверстников, школьных педагогов, значимых взрослых, средств массовой информации.
Пути выбора профессии
Есть два способа выбирать профессию. Первый способ — метод проб и ошибок, когда человек идет вслепую, пробуя себя в различных сферах деятельности, пока не найдет ту единственную профессию, которая будет приносить ему не только средства к достойному существованию, но и радость труда. На это может уйти половина человеческой жизни.
Другой путь — изучение себя, своих интересов, склонностей, свойств нервной системы, мышления, памяти, внимания — всего того, что понадобится каждому человеку в выборе той или иной профессии.
Получив знания о себе, нужно узнать свои возможности в выбираемой профессии и требования профессии к человеку. Только тогда выбор может быть осмысленным.
Есть еще третий путь — путь выбора профессии своих родителей, дедов и прадедов. Он возможен в том случае, если это традиция семьи, которая бережно хранится и передается из поколения в поколение.
Изучая мир профессий, учащиеся не знают, с какой стороны подойти, чтобы найти свое место в нем. С целью определения склонностей и интересов выпускников, на занятиях по интересам «Личность и профессия» проводится диагностическая работа, которая помогает сузить список предпочитаемых профессий.
Профессиональное самоопределение
Профессиональное самоопределение – процесс и результат сознательного и самостоятельного выбора профессии, в котором сочетаются склонности и способности, желание и возможности подростка. Выбор будущей профессии – один из главных и зачастую непростых выборов. С одной стороны, он является глубоко индивидуальным. От выбора профессии зависит удовлетворённость человека работой, качество его жизни, а также физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье. С другой стороны, профессиональное самоопределение является глубоко социальным, потому что человек живет в обществе, подчиняется социальным законам и нормам, которые существуют в нем. От правильности выбора жизненного пути зависит общественная ценность человека, его место среди других людей. Чтобы получить достойную работу, нужно научиться рекламировать себя, рассказывать о своих достоинствах, способностях, личностных качествах (добросовестность, ответственность).
Выбор профессии
Обучая и воспитывая подрастающее поколение, мы должны подготовить его к созидательному труду. Чтобы завтра труд приносил радость и удовлетворение молодым людям и был во благо окружающим, необходимо помочь сегодняшним школьникам в выборе профессии.
Понятно, что молодому человеку, вчерашнему школьнику, очень сложно сделать правильный выбор. Он имеют лишь смутные представления о профессиях. Он еще не научился слышать, видеть и познавать самого себя. А зачастую выбор профессии осуществляют родители, не учитывая ни мнения своего ребенка, ни его способностей и возможностей, ставя во главу угла престижность.
На занятиях учащиеся узнали о самых интересных и востребованных профессиях в современном мире.
Ребята познакомились со списком учебных заведений, где они могут получить знания по интересующим их специальностям.
Учащиеся оценили свои способности и возможности.
Ребята определили круг профессий больше всего им подходящих.
Профессиональные склонности и интересы
Многие выпускники часто не готовы сделать осознанный выбор будущей профессии, определить для себя образовательный маршрут. Иногда выбор профессии в этом возрасте отличается неосознанностью, планы не реалистичны. В этот период интересы и склонности не устойчивы, сказывается влияние сверстников, родителей, что может обеспечить ошибки в выборе профессии. Часто подростки недостаточно знают о конкретных особенностях каждого вида деятельности и не всегда учитывают свои интересы и склонности. Организация профориентационной работы в школе является важным направлением в структуре учебно-воспитательной работы и направлена на обеспечение социальных гарантий в вопросах профессионального самоопределения учащихся.
На занятиях по интересам «Личность и профессия» проводилась диагностическая работа, направленная на изучение профессиональных склонностей и интересов учащихся.
Также ребятам была дана возможность соотнести изображения с названием профессий.
Иногда, выбирая профессию мечты, учащиеся не осознают все ее особенности, плюсы и минусы. Поэтому ребятам было дано задание графически изобразить желаемое рабочее место и соотнести его с выбранной профессией. У некоторых учащихся наблюдалось несоответствие.
Профессиональный выбор
Жизненный путь каждого человека состоит из перекрестков множества дорог, и только мы сами можем решить, которую из них выбрать. Все люди рано или поздно сталкиваются с выбором: в бытовых жизненных вопросах, критических или стрессовых ситуациях, профессиональной деятельности. Порой, выбирая себе профессию, мы не задумываемся, какие в ней будут «побочные» явления. В детстве, мечтая, мы представляли себя в разных сферах трудовой деятельности, но вместе с реализованной мечтой к людям приходит осознание, что они слишком мало знали о выбранной профессии, не оценили ее плюсы и минусы. Необходимо ответственно подходить к выбору сферы профессиональной деятельности. На занятии ребята столкнулись с ситуациями выбора, оценили свои желания и возможности.
Также познакомились со списком необычных профессий, не требующих больших энергетических затрат, с которыми связать свою жизнь мечтает практически каждый.
Путешественник
Дегустатор вкусняшки
В любой профессии, даже в самой идеальной, можно найти ряд недостатков. И даже такие профессии мечты нужно выбирать только в том случае, если вы чувствуете, что это ваше призвание.